Обеспечение психологической устойчивости сотрудников в экстремальной ситуации


Обеспечение психологической устойчивости сотрудников в экстремальной ситуации
Экстремальные ситуации – всесторонний и суровый экзамен профессионализма сотрудника, его подготовленности, сформированных ранее качеств и особенно психологической устойчивости во всех ее составляющих (см. Устойчивость морально-психологическая, Устойчивость профессионально-психологическая, Устойчивость психофизиологическая). Однако реально проявляемая им в ЭС устойчивость, психическое состояние зависит не только лично от них. Природа психики такова, что актуальное состояние психической деятельности человека всегда есть сплав его прошлого опыта и психического отражения того, что происходит вокруг в данный момент и что делает он при этом сам. Это относится и к устойчивости. Психологически некорректно и даже жестоко оставлять человека один на один с трудностями ЭС в расчете, что он сам справится с ними. Нужно укреплять систему «человек в ситуации» (см. Психологическая модель экстремальной ситуации), заботься о том, чтобы в окружающей сотрудника экстремальной обстановке постоянно были факторы («опорные психологические пункты»), поддерживающих и даже повышающих его устойчивость.

Такими факторами в непосредственном окружении, в каждой экстремальной ситуации постоянно выступают: личный пример стойкости, мужества и уверенного поведения руководителя (см. Психологическое влияние поведения руководителя на людей в экстремальных ситуациях), стойкое поведение совместно или рядом действующих членов группы (отряда, экипажа, отдела, подразделения и пр.), полное взаимное доверие, организованная и постоянно осуществляемая взаимная поддержка, помощь, выручка в трудные минуты, уверенность в своем оружии и средствах личной защиты, информированность об обстановке и ее изменениях, понимание осуществляемых действий и уверенность в их успехе, постоянное совершенствование мастерства путем обогащения опытом более совершенных действий, четкая организация управления и обеспечения всем положенным и необходимым (боеприпасами, специальными средствами, питанием, медицинской помощью и др.). Для современных профессионалов ПОО, действующих в ЭС, организация быта должна максимально приближаться к обыденной и даже превосходить ее по многим показателям, в т.ч. необходим достаточный по времени, возможно благоприятный по условиям и дающий психологическую разрядку отдых.

Таким образом, необходима не только качественная экстремальная подготовка сотрудников, но и всестороннее психологическое обеспечение их действий в экстремальных условиях: постоянная и психологически действенная работа с ними в ЭУ, одной из важных задач которой выступает поддержание и повышение состояния психологической устойчивости. Ее призваны осуществлять непосредственно в экстремальных ситуациях находящиеся рядом с личным составом руководители (начальники, командиры), работники кадровых аппаратов, представители психологических служб – профессиональные практические психологи, а также другие сотрудники – коллеги, обученные вопросам оказания психологической взаимопомощи.

(А.М. Столяренко)

Литература: Столяренко А.М., Карпов В.С. Морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах. – М., 1997; Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах. – М.,1998; Човдырова Г.С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивости личного состава системы МВД России в экстремальных условиях. – М.,1998; Човдырова Г.С. Медико-психологические и правовые проблемы безопасности жизнедеятельности личного состава системы МВД. – М., 1999.


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.